Таиланд — страна буддийских амулетов, и это не преувеличение! Практически в каждом маленьком населенном пункте, в каждом храме, городском супермаркете, и даже порой на заправочной станции, вы можете встретить амулетную лавочку или специализированный магазин. Это часть традиции. Тайцы носят амулеты, верят в их защитную силу. Особенно ценят те, что сделаны известными и выдающимися монахами. Стоимость таких раритетов может достигать нескольких миллионов батов, да еще и поискать приходиться, поупрашивать продавца расстаться с сокровищем, возраст которого может исчисляться сотнями лет.
Порой только искушенному специалисту под силу определить мастера, создавшего амулет, но есть и такие, которые очень легко узнаваемы каждым. Среди них и те, что делает монах Куба Крисана. О них и этом мастере пойдет речь.
Трудно себе представить что-то более ценное, чем живое и непосредственное общение с человеком. Потому что в процессе контакта происходит считывание той информации, которую никогда не почерпнуть даже из самых выдающихся книг и биографических описаний. Нигде в «Википедии» не будет написано про прямой немного ироничный взгляд Куба Крисаны, необычную «запрещенную» бородку-эспаньолку. Навряд ли прочтете, что мастер не очень высокого роста, плотного, но не рыхлого телосложения. Для своих почти 60 лет выглядит моложаво, порывист в движениях. Что в нем чувствуется сила и артистичность, которую он выражает во всем: в строении ли храмов, в которых проживает, не вписывающихся в классические каноны, в картинах на их стенах, в амулетах.
Зато официальные источников описывают жизненный путь мастера. Известно, что он родился 1 августа 1956 года в деревне Бан Танот, провинции Убон Рачасима на северо-востоке Таиланда. В его семье было десять детей, Куба Крисана — девятый по счету. Известно, что его дед интересовался народным врачеванием, и эти знания передал внуку. Монах в совершенстве владеет камбоджийским языком, которому его обучил отец.
Деревня, где проживал Куба Крисана, была окружена лесом, и там часто останавливались странствующие монахи. С одним из них, после получения посвящения «новичка», мальчик ушел в странствия по Лаосу и Камбодже, в ходе которого изучал Дхарму (учение Будды) и медитацию. В подростковом возрасте Куба Крисана вернулся в родную деревню для того, чтобы помогать родителям на ферме, и прожил крестьянской жизнью до 25 лет, пока не умер его отец. После этого он ушел в монастырь и 27 августа 1979 года принял посвящение монаха в храме Кок Утон провинции Прачинбури. Куба Крисана достаточно много путешествовал по Таиланду, Камбодже и Лаосу, где нашел лесного мага — йогина по имени Бан Бот, с которым вместе практиковал некоторое время. Может поэтому в его биографической книге встречается немало магических и странных, с точки зрения обычных людей, эпизодов.
Например, упоминается, что ведя уединенный образ жизни, Куба Крисана решил обосноваться в одной из пещер, где долгое время по непонятным причинам никто не оставался. Когда монах пришел в нее, у входа его встретил агрессивно настроенный самец макаки. Ночью Куба Крисана не мог глубоко уснуть, находясь в полудремотном состоянии, он вдруг почувствовал чье-то присутствие. Оказалось, что к нему явились три духа, обитавшие в пещере, и сказали, что она священна, и никому нельзя здесь находиться. И когда внетелесные сущности попробовали убить Куба Крисану, из стены пещеры появились прозрачные фигуры четырех монахов и прогнали злых духов. Они спросили Куба Крисану, зачем он пришел сюда, и тот ответил, что хотел бы остаться в пещере для медитации. Тогда монахи провели его через специальный обряд, длившийся семь ночей, в течение которых монаху приходилось встречаться с различными мистическими персонажами и явлениями, проверяющими его на силу духа. По окончании этого испытания монах принял имя Крисана, которое ему повторялось в медитации каждую ночь.
В его биографии фигурирует и мистический факт встречи с необычным деревом. Случилось это во время странствований по Таиланду, когда в течение длительного времени Куба Крисана не мог найти источника воды и пропитания. Внезапно он увидел дерево, на котором росли невиданной красоты цветы. Монах решил сорвать три из них, чтобы попробовать использовать для медицинских целей, и спросил разрешения у духа дерева, так как ему пришлось прервать их жизнь. Получив положительный ответ, Куба Крисана взял три цветка с собой. Продолжая свой путь, монах испытывал жажду и голод, но чувство опасности не позволяло ему прикоснуться к цветку. В конечном итоге Куба Крисана обратился к высшим силам с молитвой о защите, после чего попробовал цветок, и тот оказался очень сладким. Ночью в сновидении ему явился лесной йогин и сказал, чтобы Куба Крисана съел и второй цветок для того, чтобы выжить. Монах поступил, так как ему было велено, и проснулся утром полоным сил и здоровья. Далее путь лежал в провинцию Причинбури, где настоятелем монастыря был его старый друг. Когда Куба Крисана пришел туда, то обнаружил странности, произошедшие со здоровьем друга: на лицо были признаки потери рассудка. Куба Крисана принялся медитировать, пытаясь разобраться в сложившейся ситуации, а когда закончил медитацию, спросил у друга, хочет ли тот вернуть здоровье? Услышав положительный ответ, Куба Крисана отдал ему последний цветок. И когда монах съел третий цветок, злой дух, поселившийся в его теле, был изгнан. После этого Куба Крисана решил вернуться к удивительному дереву, чтобы собрать цветы, но уже не нашел его.
Чудесная история произошла со строительством храма на горе Джом Тонг. В 1989 году Куба Крисана решил обосноваться в пещере, расположенной в ее недрах, и вести уединенный образ жизни. Но когда он укладывался ночью спать, слышал голос, который настоятельно рекомендовал ему поделиться с людьми знанием об этом замечательном месте. Еще одним знаком в пользу обнародования расположения пещеры было упавшее на склоне горы дерево, с повязанной вокруг ствола монашеской робой. Рассказывается, что Куба Крисана стал по утрам приходить и медитировать рядом с ним. Здесь же он встретил крестьянина и поделился с ним идеей строительства монастыря. Она понравилась фермеру, и он прислал монаху помощников для его возведения. Но средств на храм не хватало. И тогда опять во сне, монаху было рекомендовано отправиться в провинцию Чая Пум и найти там спонсора. Куба Крисана так и поступил; поехал в указанном направлении и нашел человека, который выделил на строительство храма 1.5 млн батов. Когда монах вернулся обратно с деньгами, то обнаружил, что сильнейшим ураганом постройки разрушены, и ему пришлось все начинать заново.
Чтобы получить воду для себя и строителей, он решил добыть ее из-под земли, а выбранную породу использовать для создания первых своих амулетов. Место, где был построен храм получило название «Лесной монастырь Махай».
После того, как Куба Крисана закончил его строительство, он начал снова слышать голос, который рекомендовал ему покинуть монастырь и поискать другой приют. Монах не сразу обратил внимание на указания, пока земля возле храма не наполнилось огромным количеством змей, и небо не разразилось громом и молнией. После столь неординарных событий в 2002 году Куба Крисана отправился в странствие и в один из дней пришел в бамбуковую рощу в провинции Након Рачасима, где и принял решение построить специальное место для медитации монахов и мирских людей. В настоящее время территория храма вместе с парковой зоной занимает площадь 73,5 тысяч квадратных метров. Здесь же, на его территории, в небольшой лавочке, Куба Крисана предлагает всем желающим свои амулеты. Впрочем, даже если бы их продавали в другом месте, каждый смог определить руку мастера, потому что его амулеты не возможно перепутать ни с каким другими. Они являются настоящими произведениями искусства и поражают палитрой красок и разнообразием сюжетов, персонажами которых являются мифические животные и насекомые. Сам же мастер носит имя «Король бабочек».
На вопрос, откуда появилось такое необычное имя, Куба Крисана отвечает так: «Многие люди знают мои амулеты по бабочке, которая на них изображена. Они доверяют мне, доверяют тому, что я делаю не только в Таиланде, но и Сингапуре и Малайзии. Мои последователи дали мне такое имя».
С бабочками в судьбе мастера тоже произошла необычная история. Когда Куба Крисана решил сделать первые амулеты с изображением этого насекомого, три монаха помогали ему. Они были в недоумении от решения украсить амулеты бабочками. Внезапно они услышали какой-то шум на крыше и испугались, подумав, что это могут быть духи. Тем не менее, вышли проверить источник звука на улицу. Как рассказывают далее, там они увидели необычных размеров черную бабочку, позвали Куба Крисану и показали ее мастеру. В это время бабочка слетела с крыши и умерла, а Куба Крисана высушил ее и добавил в свои амулеты.
Первый раз мастер изготовил их 40 штук, но никто такими амулетами не заинтересовался, посчитав, что носить изображение бабочки на груди — это не серьезно. На это Куба Крисана ответил, что если люди дальновидны, то должны прислушаться к его словам потому, что через три года амулеты с бабочками станут очень популярными. Так и произошло. В Таиланде случился бум на амулеты этого монаха, потому что, как утверждают, они хороши для привлечения успеха в бизнесе.
Еще одним любопытным персонажем амулетов Куба Крисаны является двойная птичка Салика, которая выстраивает очень хитроумные дома и тщательно ухаживает за своим потомством. Идея этого амулета — семейственность и сохранность домашнего очага.
Элементом амулетов Куба Крисаны является и крокодил. Мастер рассказал, что это образ явился ему во сне, как защитник человека и его имущества. Образ крокодила связан и с Индуистской мифологией, которая широко распространена на территории Таиланда наряду с буддизмом. Не скупиться мастер и на добавление в амулеты драгоценных камней и металлов, что придает им фееричность и изысканность.
Для создания собственных амулетов Куба Крисана использует разнообразнейшие материалы растительного происхождения: травы, цветы, редкий кокос с одной дырочкой в основании, пудру, пепел умерших, порошок костей, мед. В общей сложности число компонентов должно равняться 108. Иначе настоящий амулет не получится. Мастер выполняет их собственноручно (или, скажем так, они делаются при его непосредственном участии), поэтому партия не превышает 1000 штук.
Отмечают, что амулеты этого монаха еще и обладают необыкновенной энергетикой! Звучит немного мистически, но в наше время, когда по телевизору регулярно показывают состязания между экстрасенсами и магами разных мастей, подобным вряд ли кого-нибудь удивишь. Сам же мастер объясняет такой феномен амулетов тем, что, когда приступает к их созданию, мысленно вкладывает в них всю свою любовь и самые благоприятные пожелания всем людям. Но по-настоящему сила амулетов, по его мнению, формируется общей энергетикой его последователей, теми, кто любит его и доверяет. И, конечно, за всем стоит сила буддийской доктрины, учения Будды, которое по-настоящему помогает людям.